Лекции Светланы Липатовой

Вторая сентябрьская неделя в выставочном зале «Родина» завершилась авторской лекционной программой сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светланы Липатовой (г. Москва). Лектор - выпускница Российского государственного гуманитарного университета, искусствовед, около 15-ти лет занимается научной работой в области древнерусского искусства, имеет опыт работы экспертом по художественным ценностям. С января прошлого года работала научным сотрудником сектора экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в 2018 году назначена заместителем директора по развитию. Известная цитата «чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт…», - это в точности про Липатову, уровень компетенции и эрудиции которой достаточно высок, чтобы держать внимание аудитории на протяжении 1,5 часов.

Предметом встреч с белгородцами стали сложные темы: история изучения христианской иконографии Византии и Древней Руси, а также образы Христа и Богоматери в иконописном искусстве XII–XVII вв. На примере многочисленных памятников - фресок, икон, мозаик, миниатюр, рукописей, С.Н.Липатова рассказала о богатстве источников иконографии, которые использовали христианские художники. В рамках этих популярных лекций были показаны памятники из собрания Музея имени Андрея Рублева в Москве, в том числе выдающийся шедевр первой половины 13 века - икона «Христос Вседержитель», поразившая зрителей не только своими художественными качествами, но и историей её передачи в дар музею. Светлана Николаевна подчеркнула: «Икона Вседержителя принадлежала художнику и графику Василию Яковлевичу Ситникову. Тонкое чутье позволило коллекционеру безошибочно распознать в этой иконе,обнаруженной у одного из торговцев-перекупщиков, уникальный памятник. Образ находился под многочисленными поздними записями, полностью скрывавшими его первоначальный вид, однако В.Я. Ситников поразился древнему устройству доски иконы. Продавец сразу завысил на неё цену, но,несмотря на это, покупка была совершена. Спустя несколько лет, навсегда покидая Россию в 1977 году, художник попросит свою сестру передать наиболее ценные из принадлежавших ему икон, в том числе образ Спасителя в Музей имени Андрея Рублева».

В конце второй встречи С.Н. Липатова всех пригласила посетить в Москве музей имени Андрея Рублева, единственный специализированный государственный музей в России, посвященный церковному искусству. Липатова уточнила, что иконное собрание музея насчитывает около четырех с половиной тысяч экспонатов и хронологически охватывает период от XIII века до начала XX столетия. Особую гордость коллекции составляют иконы «Христос Вседержитель» и «Спас Нерукотворный». К сожалению, в музее нет произведений иконописца Андрея Рублева. Однако имеется шедевр,созданный современником великого мастера – образ «Иоанн Предтеча» первой трети XV века. По окончании лекций, которые прошли на одном дыхании, посетители задавали вопросы о каноне, апокрифах, редких иконах и художественном наследии церковного искусства.

 

Автор текста Ховхун Е.В. 

Дата публикации: 17 сентября 2018
 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ  "ВЫСТАВОЧНЫЙ  ЗАЛ  "РОДИНА"        © 2017
Статистика
Карта сайта
Яндекс.Метрика